№ 1 Как работать с историческим источником
- Прочитайте заглавие (если оно есть).
- Назовите вид исторического источника.
- прочитайте имя автора документа, если оно имеется. Вспомните, известно ли вам о нем что-либо.
- Внимательно прочитайте текст.
- Прочитайте вопрос и найдите на него ответ в тексте исторического источника.
- Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Или противоречит тому, что вы уже знаете? Попробуйте объяснить это противоречие.
№ 2 Как составить план изучаемого текста
- Внимательно прочитайте текст.
- Разделите его на части так, чтобы в каждой части была законченная мысль.
- Озаглавьте каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы:
- как вопросы;
- как повествовательные предложения;
- как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль части текста.
4. Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга и один пункт не был частью другого.
№ 3 Как подготовить устный рассказ по истории
- Составьте план рассказа.
- Пользуясь текстом параграфа, иллюстрациями, картами, продумайте, что и в какой последовательности вы будете говорить по каждому пункту плана.
- Проговорите свой рассказ вслух. Очень хорошо, если кто-нибудь из взрослых его выслушает.
- Старайтесь разнообразить свою речь, включая в рассказ образные и крылатые выражения.
- Автор и время создания (если они известны).
- материал из которого изготовлена вещь.
- Способы украшения (декоративные детали, росписи).
- Для чего использовалась (или могла использоваться) эта вещь?
- Существуют ли сегодня подобные вещи? Если да, какие именно, как они изменились со временем?
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название и, если есть, имя автора.
- Определите, знакомо ли вам событие, изображенное на иллюстрации.
- Опишите, кто (что) находится в центре иллюстрации. Обычно там распологаются главные персонажи.
- Обратите внимание на выражение лиц, одежду и другие детали.
- Опишите, кто (что) окружает главных персонажей иллюстрации.
- Предположите, насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение.
- Определите, на каком континенте находится государство.
- Какие реки, озера, моря, океаны находятся неподалеку?
- какие государства (города) распологаются рядом?
- Легко ли было добраться до этого государства (города) по воде, по суше?
- Определите время жизни, даты рождения и смерти, годы правления, самые значительные свершения и пр.
- Обратите внимание на внешний облик.
- Определите особенности характера.
- Определите, чем знаменит в истории.
- Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.
- Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.